Вопрос: ТПП России выдает сертификаты о форс-мажорных обстоятельствах только по внешнеторговым контрактам. А что делать, если нужно засвидетельствовать эти обстоятельства по внутрироссийскому контракту?
Ответ: В этом случае можно обратиться в соответствующую торгово-промышленную палату субъекта Российской Федерации, которым ТПП России рекомендовано в случае обращения организаций и предпринимателей и при наличии достаточных оснований оформлять Заключения об обстоятельствах непреодолимой силы по договорам, заключаемым между российскими субъектами предпринимательской деятельности (протокол Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 20 марта 2020 г. №3).
Вопрос: Правильно ли я понимаю, что при угрозе эпидемии форс-мажором могут быть признаны только запретительные меры, принятые Правительством РФ? К ним не относятся постановления, указы губернатора или мэра Москвы?
Ответ: Нет не правильно. Запретительные или ограничительные меры при угрозе эпидемии в соответствии с законодательством могут принимать и органы государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае, если такие меры содержат прямые запреты и ограничения и в этой связи делают невозможным исполнение сторонами контракта своих обязательств, они тоже могут быть признаны форс-мажором.
Вопрос: Закупили иностранное оборудование, которое в течение гарантийного срока вышло из строя. Производитель не может направить специалистов в Россию для проведения ремонта в связи запретом на въезд иностранцев. Является ли это для фирмы-производителя форс-мажором?
Ответ: Да является. Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2020 г. №635-р был временно ограничен с 18 марта с.г. въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан (кроме отдельных категорий, в частности лиц, следующих по дипломатическим и служебным паспортам). ТПП России может выдать иностранной организации в этом случае соответствующий сертификат о форс-мажорных обстоятельствах.
Вопрос: Мы транспортное предприятие. Пассажирские перевозки из-за закрытия границы РФ с Прибалтикой и снижением количества пассажиров стали нерентабельными. Хотим временно прекратить перевозки на основании сертификата о форс-мажоре. Возможно ли это?
Ответ: Запретительных мер по вопросу автомобильного транспортного сообщения с прибалтийскими или иными иностранными государствами Российская Федерация на государственном уровне не принимала. Были введены с 18 марта с.г. лишь ограничения на въезд в России иностранных граждан. В данном случае обстоятельств непреодолимой силы не имеется. Кроме того, такие обстоятельства могут признаваться только в рамках исполнения конкретного договора (контракта), а не к деятельности предприятия в целом.
Вопрос: Предприятие сферы услуг. В связи с угрозой короновируса поток посетителей в последнее время рухнул, выручка тоже. Является ли это основанием форс-мажора для отсрочки или снижением платежей по аренде помещений, а также для приостановки платежей по ранее полученному кредиту?
Вопрос: Организация-арендатор оказывает образовательные услуги. Было рекомендовано перейти на удаленный режим работы. Можно ли не платить аренду за все время удаленной работы?
Вопрос: Наше предприятие–импортер закупаем товар за валюту. В связи с резким ростом курсов валют и удорожанием закупаемой продукции будет ли выдан сертификат о форс-мажоре? Также скажите, можно ли по этой причине приостановить платежи банку по валютному или рублевому кредиту?
Вопрос: Взяли кредит в иностранной валюте. Ее курс в последнее время сильно вырос. Является ли это форс-мажором для приостановки платежей?
Ответ: Нет, все эти обстоятельства форс-мажором не являются. В соответствии с законом и со сложившейся судебной практикой к обстоятельствам непреодолимой силы не могут быть отнесены предпринимательские риски, в частности, ухудшение экономического состояния предприятия, финансово-экономический кризис, изменение валютного курса, девальвация национальной валюты.
В вышеуказанных случаях необходимо вести переговоры с контрагентами по изменению условий заключенных договоров.
Вопрос: Где можно ознакомиться с правилами оформления и выдачи сертификатов?
Ответ: Положение об оформлении сертификатов размещено на сайте ТПП РФ в сети «Интернет» в разделе «Услуги системы ТПП РФ» – «Юридические услуги» – «Удостоверение обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор)».
Вопрос: Какие документы необходимо предъявить в торгово-промышленную палату для оформления сертификата о форс-мажоре?
Ответ: Основными документами, которые должен представить заявитель, являются: заявление с подробным изложением причин и оснований для обращения, копия договора с приложениями, копии правоустанавливающих и регистрационных документов заявителя, а также документы компетентных органов, в том числе содержащие запретительные или ограничительные меры органов власти, и иные документы, подтверждающие события, на которые заявитель ссылается в заявлении в качестве обстоятельств форс-мажора.
Вопрос: Мы должны поставить по контракту за рубеж антисептики, бинты, бахилы, медицинские маски и другие средства защиты. Груз на таможне не пропускают, ссылаясь на запретительные меры Правительства РФ. Является ли это форс-мажорным обстоятельством?
Ответ: Да, является, поскольку постановлением Правительства РФ от 2 марта 2020 года № 223 введен запрет на вывоз отдельных видов продукции из Российской Федерации, в том числе масок медицинских из нетканых материалов, защитных очков герметичных, одноразовых комбинезонов и костюмов химической защиты, бахил, бинтов, ваты, марли и т.д. В случае представления в ТПП России заявления и других необходимых документов организации будет выдан сертификат о форс-мажоре.
Вопрос: Не можем поставить продукцию за рубеж и забрать свои заказы оттуда, так как в связи с карантинными мерами в ряде стран ЕС границу закрыли. Какой документ из Италии и Чехии нужно представить в ТПП России для оформления сертификата?
Ответ: ТПП России свидетельствует обстоятельства непреодолимой силы в соответствии с условиями внешнеторговых сделок только в отношении событий, которые наступили на территории Российской Федерации.
Ограничительные меры иностранных государственных органов, направленные на предупреждение распространения массовых заболеваний, в данном случае могут засвидетельствовать, соответственно, Торговая палата Италии или Торговая палата Чешской Республики. Выданные ими сертификаты являются достаточными для подтверждения форс-мажора по конкретной поставке. ТПП России в таких случаях сертификаты не выдает.
Вопрос: Мы – компания посредник, имеем крупные договоры поставки с большим числом компаний. Последнее время спрос вырос, но наши поставщики импортных товаров не могут своевременно обеспечить поставки в нужных объемах из-за форс-мажора на границе. Является ли это и для нас форс-мажорным обстоятельством?
Ответ: Нет, не является. В пункте 3 статьи 401 Гражданского кодекса РФ прямо указано, что к обстоятельствам непреодолимой силы (форс-мажору) не могут быть отнесены, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения обязательств товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вопрос: Мы не можем исполнить обязательства по государственному контракту, связанному с поставкой товаров, производимых в Китае, по причине неисполнения контрактных обязательств китайским предприятием - оно приостановило работу из-за эпидемии. Как мы можем доказать свою добросовестность перед госзаказчиком и избежать штрафных санкций?
Вопрос: Являемся исполнителями контрактных обязательств по гособоронзаказу (ФЗ №275), но не можем исполнить в срок ввиду задержки поставок иностранных комплектующих, в том числе из КНР, где часть предприятий закрыта на карантин. По госконтракту будет признан форс-мажор или это относится только к договору с китайским заводом?
Ответ: В указанных ситуацииях иностранная компания должна обратиться в Китайский комитет по содействию международной торговле (CCPIT) за получением сертификата о форс-мажоре и направить его вам. Вы, в свою очередь, вправе предоставить указанный документ российскому заказчику в качестве обоснования причины просрочки исполнения своих обязательств. Если этот товар является уникальным или приобрести его в данных условиях у другого поставщика не представляется возможным, заказчик может пойти навстречу. Однако по данному договору само по себе это обстоятельство форс-мажорным заказчик может и не признать – многое зависит от конкретных условий, предусмотренных в госконтракте. В любом случае, оформленный китайскими органами сертификат о форс-мажоре поможет в решении проблемы.
Вопрос: Позволяет ли возникновение форс-мажорного обстоятельства вообще не исполнять обязательства по договору, либо это дает только право на освобождение от уплаты неустойки при просрочке исполнения?
Ответ: Согласно статье 401 Гражданского кодекса РФ лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы. Таким образом, признание определенного обстоятельства форс-мажорным позволяет освободить контрагента от гражданско-правовой ответственности, например, в виде уплаты неустойки (штрафа, пени).
Что же касается самого обязательства, то в соответствии с п.9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2016 года №7 наступление обстоятельств непреодолимой силы само по себе не прекращает обязательство должника, если исполнение остается возможным после того, как они отпали. Если кредитор вследствие просрочки должника утратил интерес в исполнении должником обязательства, то он вправе в одностороннем порядке отказаться от договора. При этом должник в силу форс-мажора не будет отвечать за убытки, причиненные просрочкой исполнения обязательства.
Вопрос: Что делать выставочникам и другим организаторам мероприятий, проводимых с участием большого количества граждан, в связи с запретами, вводимыми региональными властями, например указом Мэра Москвы? Является ли это форс-мажором? Если является, то какие последствия в этой связи будут для организаторов и их клиентов?
Ответ: Да, это является обстоятельством непреодолимой силы. В качестве одного из оснований прекращения обязательства действующее законодательство закрепляет невозможность его исполнения в результате издания акта органа государственной власти или органа местного самоуправления (статья 417 Гражданского кодекса РФ). Указ Мэра Москвы от 16.03.2020 № 21-УМ предусматривает запрет на проведение массовых мероприятий, а также временно приостанавливает проведение, в частности, мероприятий в сфере культуры, выставочной, спортивной, развлекательной и просветительской деятельности с числом участников более 50 человек одновременно. В силу вышеуказанных положений ГК РФ такой указ или подобные ограничения органов власти в других регионах будут являться основанием для отмены этих мероприятий и прекращения договорных обязательств, связанных с их подготовкой и проведением. Стороны в этом случае освобождаются от ответственности за нарушение обязательств и, если иное не установлено договором, то, по общему правилу, возвращаются задаток, аванс и иные произведенные платежи за вычетом фактически понесенных исполнителем затрат.
Вопрос: Если губернатором или мэром из-за угрозы распространения короновируса будет принято решение о закрытии для посетителей торговых и развлекательных центров, а также других предприятий торговли, общественного питания, культуры и досуга, то это признают форс-мажорным обстоятельством? Повлечет ли такое признание автоматическое прекращение заключенных предпринимателями договоров аренды площадей или помещений?
Ответ: Если такие временные ограничения властями будут введены, то они, скорее всего, будут признаны в качестве обстоятельства форс-мажора и повлиять на решение вопроса об ответственности по договору. Однако никакого автоматического прекращения договоров аренды это не повлечет. В данном случае арендатор на основании положений договора аренды или Гражданского кодекса РФ вправе будет предъявить арендодателю требование об изменении условий договора, например, об уменьшении арендных платежей или об их отсрочке (рассрочке) на период действия ограничения, либо требование о расторжении договора.
Следует отметить, что распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 г. №670-р дано поручение Росимуществу и иным федеральным органам исполнительной власти обеспечить заключение с субъектами малого и среднего предпринимательства дополнительных соглашений к договорам аренды государственного имущества, предусматривающих отсрочку арендной платы в 2020 году, и уплату ее равными частями в 2021 году, или на иных условиях, предложенных арендаторами, по согласованию сторон.
Кроме того, c 1 апреля 2020 г. вступил в силу Федеральный закон № 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций». В соответствии со статьей 19 этого Закона арендатор по договору аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения и (или) отсрочки уплаты арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования арендованного имущества, связанной с введением режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.
Условия и сроки предоставления отсрочки уплаты арендных платежей в отношении договоров аренды недвижимого имущества установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №439. Круг арендаторов, к которым применяются вышеуказанные льготы, содержится в постановлении Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 года №434.
Таким образом, вышеуказанная проблема взаимоотношений между арендодателями коммерческой недвижимости и арендаторами по поводу сроков и размера уплаты в условиях угрозы распространения новой коронавирусной инфекции «COVID-19» арендных платежей во многом решена на законодательном уровне и на уровне подзаконных нормативных актов.
Вопрос: Указами Президента Российской Федерации от 25.03.2020 г. № 206 и от 02.04.2020г. № 239 были установлены нерабочие дни с 30 марта по 30 апреля 2020 года. Будет ли это признаваться обстоятельством непреодолимой силы при исполнении договорных обязательств?
Ответ: Да, это возможно, но только в том случае, если будет установлено, что по этой причине субъект предпринимательской деятельности в указанный период не имел реальной возможности производить товары, выполнять работы, оказывать услуги или осуществлять иные действия, и, как следствие, исполнить свои договорные обязательства в полном объеме или в установленные сроки.
В этом случае заявитель должен представить в торгово-промышленную палату сведения и документы, обосновывающую непосредственное влияние Указов № 206 и № 239, на исполнение им конкретного обязательства, предусмотренного договором, в частности:
- о том, что исключения, предусмотренные пунктом 2 Указа № 206, пунктом 4 Указа № 239, а также соответствующими нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации (например, для региональных системообразующих организаций), на работников данной организации (индивидуального предпринимателя) не распространяются;
- о том, что организация (непосредственная сфера ее деятельности, ее работники) не подпадает под действие ограничительных (запретительных) мер, устанавливаемых субъектами Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 Указа № 239;
- о наличии локального правового акта данной организации (приказ, распоряжение) по вопросам организации деятельности предприятия в период действия Указов № 206 и №239 (в т.ч. о переводе работников на дистанционный режим работы или режим нерабочих дней и т.п);
- о невозможности обеспечить производственную или иную деятельность в нерабочие дни согласно ранее утвержденному в организации плану производства, графику работ на этот период или иных подобных документов.
В случае представления заявителем вышеуказанных сведений, подтвержденных соответствующими документами, и при установлении прямой причинно-следственной связи между возникшими обстоятельствами и невозможностью исполнить обязательства, торгово-промышленная палата вправе оформить и выдать заявителю заключение об обстоятельствах непреодолимой силы.